Имидж педагога

Тема имиджа той или иной профессии часто обсуждается в обществе. Как должен выглядеть педагог? Что может себе позволить, а что - нет? Конечно, ответы на эти вопросы напрямую зависят от принципов учебного заведения, в котором работает человек, времени и самого педагога, но всё же мы задаём это вопрос: существует ли особый «педагогический» стиль (поведения, одежды, общения) и если да, то каким он должен быть? Предлагаем поразмышлять об этом на этой неделе!

 В науке сейчас появилось отдельное направление, изучающее проблемы восприятия и формирования имиджа – имиджелогия.

ИМИДЖ - [англ. image облик, подобие] - эмоционально окрашенный образ, который складывается в сознании людей в отношении конкретного лица, организации или другого объекта и побуждает к определенному социальному поведению. Следовательно, имидж педагога также формирует отношение окружающих, вызывая определенные поступки и действия. Тут вспоминается достаточно известная цитата Ксенофонта «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится»

Закономерен вопрос - из чего состоит имидж педагога и как можно им управлять? По мнению известного психолога Л. М. Митиной, имидж - это как внешние факторы, такие как одежда, мимика, невербальные жесты, манеры, так и внутренняя составляющая – интересы, ценности, личность педагога в целом.

Если говорить о профессиональном имидже педагога, то сегодня это понятие можно рассматривать в трех аспектах:

  • Это образ профессиональной роли, которая конструируется самим педагогом и дополняется его индивидуальным имиджем (поэтому он должен быть нормативным -  педагог –образец для своих воспитанников, имидж педагога помогает в воспитание норм поведения)
  • Результат восприятия педагога другими людьми в соответствии с их ожиданиями (поэтому он должен быть социально направленным – например, продуманный имидж помогает молодому педагогу адаптироваться в профессиональном сообществе)
  • Целенаправленно сформированный образ для конкретной аудитории (дети, родители, коллеги) с целью воздействия на неё (поэтому он должен быть вариативным и гибким – имидж помогает педагогу решать профессиональные задачи –достигать успеха). 

 Внешний вид педагога

Несомненно, одежда имеет огромное значение и является визитной карточкой педагога, ведь он постоянно находится на виду. В наше время ведется много споров между старшим поколением педагогов, которые имеют более консервативный взгляд на внешний вид работника образовательного учреждения и молодыми начинающими педагогами, которые защищают более демократичный стиль. Не стоит забывать о том, что одной из тенденций образования является индивидуализация не только воспитанников, но и педагогов. Времена меняются и допустимые нормы стиля тоже. 

Красиво выглядеть – значит проявлять уважение к окружающим людям 

Педагогическая профессия – особенная, ведь педагог должен вызывать авторитет и доверие не только детей, но и их родителей, коллег, отражая через свой внешний облик характеристики личности. Культура одежды является визитной карточкой педагога. Первое, что создаёт впечатление о нас – именно одежда, поэтому в процессе построения позитивного имиджа современного педагога, вероятно, начинать надо с этого.

 Педагогический look

 

Итак, какой он, идеальный внешний вид современного молодого педагога? Каждый видит его по-своему, но есть несколько правил, признанных обществом, которые помогут сориентироваться в этой сложной теме. Основное правило профессионального имиджа педагога – элегантность. Как сказала Софи Лорен: «Простота – суть элегантности». Но на пути к своему стилю порой каждый из нас совершал некоторые ошибки. Мы составили небольшой рейтинг таких промахов, возможно кто-то вспомнит себя. Расскажите нам, какие реакции в поведении окружающих вызывали ваши наряды, удалось ли преодолеть затруднения, которые возникали в формировании своего персонального профессионального стиля? 

 

1. Одеться как твой ученик

В чем ошибка: психологически ведёт к стиранию границ между учеником и учителем, что может помешать деловому общению и процессу обучения.

 

2. Короткие юбки и глубокие декольте 

 

В чем ошибка: концентрация внимания аудитории будет сосредоточена отнюдь не на предмете обсуждения

 

 3. «Одежда для училки» 

В чем ошибка: в сознании многих людей сложился устойчивый стереотип внешнего образа педагога – немодный костюм или платье непривлекательного цвета, часто – неухоженный вид по причине недостатка свободного времени, сгорбленный силуэт и стопка книг в руках. Современный педагог, несомненно, должен следить за своим внешним видом, чтобы этот устаревший стереотип о «типичной училке» навсегда исчез.