О трудовых буднях учителя в петербургской школе

Интервью с молодым специалистом Кириллом Загустиным –преподавателем истории и обществознания одной из петербургских средних школ, автором Telegram-канала под названием «Здравствуйте, Кирилл Александрович» (@kirill_uchit), на который всего за несколько месяцев его работы в школе подписалось более четырёх тысяч человек. Кирилл пишет занимательные, трогательные, остроумные заметки о повседневной школьной жизни, необычных методах воспитания, интересах современных школьников и многом другом. Предлагаем вам самостоятельно ознакомиться с его заметками на канале @kirill_uchit, а пока Лиза Измайлова, сотрудница центра интеграции молодых педагогов в профессию «Pro-Движение», задала Кириллу несколько вопросов о его опыте работы в школе как молодого педагога, мужчинах в профессии и отношениях с коллегами.

Канал в мессенджере Telegram – это что-то вроде блога на определённую тему. Автор канала публикует сообщения и заметки, и они моментально отправляются всем подписчикам. Важным отличием канала в Telegram от обычного блога в других соц. сетях является отсутствие комментариев или какой-либо другой обратной связи с автором.

Лиза: Скажите, с какими основными проблемами Вы столкнулись как молодой специалист в начале работы в школе?

Кирилл: Страх чего-от недодать. Невозможно рассказать обо всём. На всё уходит время, которого не хватает. Например. В 6 классе мы два урока изучаем тему «Деятельность человека». За полтора часа надо рассказать про: мышление, сознание, духовный мир, эмоции, чувства, виды деятельности. И это только основное. Как все организовать? По 18 минут рассказать про каждое? Какой в этом смысл, если не показать взаимосвязь понятий? Главной проблемой становится выбор того, о чём надо рассказать подробно, а что обзорно. Рассказать так, чтобы ученик запомнил не набор слов, а смысл. Чтобы, когда он будет переживать состояние аффекта, понимал, что с ним такое творится.

Каждый класс усваивает информацию с разной скоростью. На одно задание мы с 8 «а» классом тратим 20 минут, 8 «б» справляется за пять, а через месяц наоборот. Бывает, что весь материал урока я укладываю раньше звонка, а бывает, что материал приходится нагонять на следующем. Сложно совмещать индивидуальный подход к преподаванию, когда учишь 200+ детей и все они разные, но мы все стараемся.

Лиза: Считаете ли Вы, что педагогов-мужчин сегодня в школах недостаточно или, на Ваш взгляд, в системе российского образования уже сложились традиции женского подхода, и приход мужчин может вызвать дополнительные трудности?

Кирилл: Есть стереотип, что учитель в школе - женщина. Впрочем, никак на работу он не влияет. Первый месяц на это обращают внимание, говорят: «Классно, что вы пришли!». А потом всё как обычно. На работе мало свободного времени, чтобы появлялись какие-то «трудности». Мы заботимся о детях, так что редко даже друг с другом общаемся. Так, парой слов обмениваемся, когда журналами меняемся.

Лиза: На Ваш взгляд, чем отличается Ваше поколение педагогов от предыдущих? Готовы ли молодые специалисты брать пример с опытных учителей или же современные методы обучения и подход к детям слишком сильно отличаются от их установок?

Кирилл: На удивление, моя старшая коллега-наставница регулярно пользуется электронными материалами. С компьютером она обращается на «Вы», правда. Однажды я поработал за её ноутбуком. Оставил всё, как было, однако на следующий день она подошла и сказала: «Кирилл Александрович, не надо так больше, у меня всё перепуталось. Я женщина не молодая, у меня всё настроено так, что я точно знаю, где и куда нажимать, а теперь там всё поменялось». Не знаю, что я там напортачил, но было очень стыдно. Не без сложностей, но технологии старшее поколение освоило.

Из-за небольшой разницы в возрасте я гораздо ближе к нынешнему поколению учеников. Мне легче разрядить обстановку, вставив в урок какой-нибудь свежий мем или процитировать строчку из популярной песни. Внимание детей сразу концентрируется на учителе. Может, это и не самая лучшая мотивация - ждать, когда учитель в конце рассказа про законы рыночной экономики добавит популярную цитату из интернета - зато работает: приходится слушать материал полностью. :)

Лиза: Как Вы считаете, необходим ли молодому педагогу старший наставник или лучше надеяться только на самого себя?

Кирилл: Абсолютно необходим. Образование по своей сути и есть связь поколений. Знания передаются от старшего к младшему, который впоследствии умножает их своим вкладом. Мне очень повезло с коллективом. Мои уроки смотрели завучи и дали дельные советы по методике ведения урока: как его лучше организовать, чему уделить больше времени, как лучше начать и закончить - но ни слова об «идейной» составляющей. Один из таких уроков был у восьмиклассников, тема – «образование». Я позволил себе монолог минут на 10 про историю образования, его важности не в контексте «это поможет вам найти работу», а «образование - фундамент культуры». В учебнике ни одного абзаца про это нет. На что в конце урока завуч подошла и сказала: «Вижу настоящего специалиста». Конечно, потом был разбор полетов за организационную часть - она и помогла мне вести уроки лучше.

Часто обращаюсь за советом к своей старшей коллеге: как лучше провести контрольную, как заполнять журнал, когда бы сходить поесть - бытовые мелочи, но из мелочей и жизнь состоит. Советы коллег здорово помогают.

Лиза: Какой совет Вы можете дать начинающим педагогам Санкт-Петербурга?

Кирилл: Ничего не бойтесь :) Дети верят молодым учителям, потому что те их хорошо понимают. Старшее поколение с удовольствием помогут, ведь кадры стремительно стареют и им нужна замена. Ну, и, конечно же, - терпения. Мы учим не «сферических школьников» - мы учим людей, которые только начинают искать себя. Я верю, что сделав их жизнь лучше, мы создаем будущее для целого нового мира.